Перейти к материалам
истории

Российские кинотеатры страдают без зрителей: им нечего и некому показывать. Вторую волну коронавируса они могут не пережить

Источник: Meduza
Кирилл Кухмарь / ТАСС / Scanpix / LETA

В России вторая волна коронавируса: практически ежедневно в стране фиксируют рекорды по заболеваемости или смертности. И хотя президент объявил, что карантина как весной больше не будет, в регионах уже начали ограничивать работу баров, ресторанов и других мест для развлечения. Владельцы кинотеатров опасаются, что именно они следующие на очереди, а индустрия уже не переживет повторного локдауна.

Как кинотеатры пережили самоизоляцию

Кинотеатры прекратили работать в России 23 марта — тогда вице-премьер Татьяна Голикова поручила регионам временно закрыть кинозалы наравне с ночными клубами. Возобновить работу федеральные власти разрешили им только 13 июля, но окончательное решение оставили за регионами — в зависимости от местной эпидемиологической ситуации.

Открывать кинотеатры губернаторы не спешили, к началу августа они начали работать только в 27 регионах. К этому времени совокупный оборот российских кинотеатров упал уже на 95% к показателю прошлого года. Поток зрителей сократился в 25 раз. К середине октября в стране заработало почти 85% кинотеатров в более чем 70 регионах. Но не везде они вернулись к полноценной работе — например, в Калининграде залы, работающие в торговых центрах, все еще закрывают по выходным.

При этом установленные Роспотребнадзором рекомендации никто не отменял — они позволяют заполнять зрительный зал максимум наполовину, увеличены интервалы между сеансами, есть дополнительные требования по дезинфекции залов и ношению масок.

Соответственно уменьшился и поток зрителей: в сентябре 2020-го он составил только 66% к показателю за сентябрь прошлого года, сообщил «Медузе» генеральный директор исследовательской компании Comscore по России и СНГ Роман Исаев. Но он видит в этом основания для оптимизма: «Думаю, что эти цифры показали, что зритель готов ходить в кино, готов к восстановлению рынка и перспективы у оживления индустрии однозначно есть».

Но теперь у кинотеатров проблемы с репертуаром

Но даже если сами зрители готовы ходить в кино, возникла новая проблема: кинотеатрам нечем их привлечь. Восстановлению рынка в России мешает перенос премьер ожидаемых блокбастеров от американских киностудий, отметил в разговоре с «Медузой» режиссер и продюсер Сергей Сельянов. Только за октябрь киностудии перенесли премьеры нового фильма о Джеймсе Бонде и «Дюну» на 2021 год.

Такая политика кинопроизводителей объясняется проблемами с прокатом на лидирующем мировом рынке — в США, на который ориентируются студии, выбирая дату мировой премьеры блокбастера. В стране по-прежнему тяжелая ситуация с коронавирусом, во многих штатах работа кинотеатров либо запрещена, либо ограничена. Компания Cineworld Group, владеющая второй по величине сетью кинотеатров в США, уже сообщила о временной приостановке своей работы из-за этой ситуации.

Не удивительно, что киностудии сейчас не хотят терять сборы из-за предсказуемо слабого проката фильмов. В частности, даже главная и ожидаемая премьера лета — фильм Кристофера Нолана «Довод» — собрала в прокате гораздо меньше, чем предсказывали аналитики, напоминает Роман Исаев. К середине октября фильм заработал в мировом прокате порядка 400 миллионов долларов при бюджете в 205 миллионов.

Из-за переноса американских премьер, намеченных на осень, российские кинотеатры уже зафиксировали падение интереса зрителей. Например, в Москве за уик-энд 1–4 октября число зрителей снизилось на 43,8% по сравнению с уик-эндом 17–20 сентября. Как отмечал РБК, ради существующего репертуара люди не готовы рисковать здоровьем и испытывать дискомфорт из-за коронавирусных ограничений.

Кинотеатры боятся второй волны

Но даже работа в таком ограниченном режиме может снова прекратиться, боятся кинопрокатчики. В России началась вторая волна заболеваемости коронавирусом, 20 октября в стране поставлен рекорд по числу заболевших — зарегистрировали больше 16 тысяч новых случаев за сутки, — а на следующий день рекорд еще и по суточной смертности от ковида — умерли 317 человек. Власти регионов уже начали возвращаться к практике ограничительных мер — например, в Петербурге с 26 октября планируют запретить работать по ночам барам и ресторанам, в Москве для этих заведений ввели не только ограничения для посетителей, но и вход по QR-кодам.

Еще в конце сентября председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказал РБК, что кинотеатры уже готовятся к повторному закрытию, а 4 октября ассоциация обратилась к главам российских регионов с призывом не закрывать их. Открытое письмо было озаглавлено «Кинотеатры — не маршрутка». Олег Березин подчеркнул, что повторение локдауна добьет отрасль — и так убытки российских кинотеатров в этом году, по оценке ассоциации, составят не менее 50 миллиардов рублей.

Кроме того, большинство кинотеатров не получили серьезной государственной поддержки в условиях коронавируса, подчеркнули в Ассоциации владельцев кинотеатров. В августе министерство финансов отвергло предложение дополнительно выделить на поддержку кинотеатров беспроцентные годовые займы на 13,5 миллиарда рублей. Президент сети КАРО Ольга Зинякова в разговоре с «Медузой» отметила, что без «получения значимой господдержки полное восстановление отрасли невозможно».

Кинотеатры осваивают онлайн-форматы

Некоторым кинотеатрам выживать в эпоху пандемии помогает развитие стриминговых сервисов и онлайн-платформ. В московском Центре документального кино рассказали «Медузе», что первую волну закрытий из-за ковида пережили «довольно неплохо» именно благодаря своей онлайн-платформе — количество подписок на нее за время весенне-летнего карантина утроилось.

Ольга Зинякова из КАРО подчеркивает, что ее сеть также начала работать над онлайн-проектами и еще весной запустила онлайн-платформу с фильмами и даже доставку попкорна на дом. Однако онлайн-сегмент не может заменить кинотеатры «ни в плане опыта [для зрителя], ни в плане дохода для производителей контента», считает Зинякова.

Даже сами производители киноконтента вынужденно переориентируются на онлайн-форматы. Например, крупнейшая в мире компания в сфере киноиндустрии Walt Disney уже объявила о реорганизации — ставка будет сделана именно на создание контента для стриминговых сервисов. Кроме того, Disney сообщил, что выпустит свой новый мультфильм «Душа» именно на стриминговом сервисе Disney+.

Развитие онлайна и стримингов — тенденция последних лет, а пандемия только «ускорила происходящие изменения в киноиндустрии, которые и так назревали», подчеркнул в разговоре с «Медузой» продюсер Александр Роднянский. По его мнению, после эпидемии коронавируса кинотеатры станут лишь одной из многих платформ для кино, сохранив свою значимость только для определенной категории фильмов, например блокбастеров, считает продюсер. «Думаю, что имеют шанс выжить кинотеатры, такие как IMAX — они будут функционировать для развлекательного контента. Туда будут приходить зрители, которые будут сознательно искать визуальных впечатлений от того типа кино, которое теряет при просмотре на малых экранах. Также выживут кинотеатры содержательного кино, то есть те, которые предусматривают направление образованной аудитории, которая приходит, чтобы посмотреть фильм, пообщаться друг с другом, может быть, обсудить фильм», — объясняет он свой прогноз. 

Сергей Сельянов в разговоре с «Медузой» выделил три возможных сценария для российской индустрии кинопроката. Первый — вакцины будут эффективны, пандемия пойдет на спад и к концу 2021 года поток зрителей в кино полностью восстановится. Второй — значительная часть кинотеатров не выдержит кризиса и закроется, но оставшиеся смогут развиваться дальше, поделив между собой зрителей. Третий сценарий — самый пессимистичный — кинотеатры просто «умрут», говорит он. «Но я его рассматриваю как маловероятный, ведь посещение кинотеатров — это не только просмотр фильма, но и вовлеченность в социальную жизнь», — считает Сельянов. 

Режиссер Роман Волобуев также настроен оптимистично. «Кинотеатры, очевидно, перестанут быть главным местом, где люди смотрят кино, а кинематографисты — зарабатывают деньги; а кинопроизводство адаптируется, как оно всегда это делает. Кино — самая абсурдная с экономической точки зрения индустрия, которая всегда блестяще придумывала себе способы продолжать жить и тратить на себя кучу денег», — заметил он в разговоре с «Медузой».

Ани Оганесян и Павел Мерзликин