Перейти к материалам
истории

Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус снял комедию «Папина дочка» — со звездой фильма «1 + 1» Омаром Си Мы поговорили с автором о семейном кино, в котором есть место для печали

Источник: Meduza
Reynaud Julien / APS-Medias / ABACA / Vida Press

В прокат вышла «Папина дочка» — семейная комедия режиссера оскароносного «Артиста» Мишеля Хазанавичуса. После двух шпионских комедий об агенте 117, драматического антивоенного «Поиска» и постмодернистского байопика «Молодой Годар» он вернулся к более традиционному жанру. Его новый фильм — история любящего отца (звезда «1 + 1» Омар Си), который рассказывает дочке на ночь сказки и неизменно предстает в них принцем-спасителем. Но однажды девочка вырастает, и в волшебном королевстве появляется новый принц. С автором «Папиной дочки» накануне премьеры поговорил кинокритик «Медузы» Антон Долин.

— Откуда пришла идея этого фильма, несколько необычного для вас?

— Из моей жизни. У меня четверо детей, и тема ребенка, который вырастает и прощается с детством, глубоко меня трогает. Тем более что за самим процессом я наблюдаю в разных вариациях уже лет пятнадцать. Оставалось придумать форму для разговора об этом: мне хотелось сделать вполне коммерческий, доступный, жанровый фильм, но избежать любого цинизма, сохранить какое-то детское простодушие и прямоту. Вам судить, получилось ли у меня. Я начинал работать в конце 1980-х на телевидении, и тогда всепроникающая ирония казалась абсолютной ценностью. С тех пор многое изменилось. Отказаться от иронии совсем я не смог, но я постарался использовать ее иначе, с большей деликатностью и тонкостью. 

— Как вы конструировали этот мир детских снов, в котором блуждают ваши герои? Я вспоминал о мультфильмах Pixar. 

— Они в Pixar потрясающие — взяли и изобрели заново семейный кинематограф! Не исключаю, что я ненамеренно что-то позаимствовал из «Истории игрушек», у меня в фильме есть и ковбой, и кукла. Но об осознанном конструировании по их модели или прямом цитировании речь не шла. Технически и с точки зрения бюджета у нас не было тех возможностей, которые мог бы дать Голливуд, поэтому мы не стремились к визуальному совершенству и богатству. Наоборот, мой герой — потомок иммигрантов, выросший в предместьях, и выдуманное королевство выстроено из его персональных фантазий и представлений о красоте. Его принц — нечто вроде Сверх-Я в этой вселенной. Нет, это не диснеевская вселенная, здесь все смешалось: реальность, сказки, поп-культура, супергерои.

Exponenta Film

— Женщины в «Папиной дочке» значительно умнее мужчин. 

— Как, боюсь, во всех моих фильмах. Не то чтобы за этим была какая-то осознанная феминистская политика… Просто и в жизни это так. Женщины более зрелые и умные. А мои мужские персонажи всегда немного идиоты. Чуть больше, чуть меньше, но идиоты. Только женщины могут показать им путь. Зато мужские роли в моих фильмах, вероятно, интереснее женских именно поэтому. Не знаю, почему так получается. Я это не могу контролировать, само выходит так. 

— Как вы отнеслись к демаршу Адель Энель на вручении премии «Сезар»?

— Блестящий политический акт. Для меня это чрезвычайно важно — чтобы кто-то показал мужчинам, обладающим властью: им больше не гарантирована безнаказанность. И второе: жертвы должны перестать бояться говорить вслух и громко. Я рад, что эти процессы начались. И мне все сложнее в любой ситуации защищать Романа Поланского, хоть он и остается для меня одним из величайших режиссеров; надо разделять фильмы и личность их создателей. Но при этом не вижу причин хоть как-то недооценивать свидетельства жертв. 

— Все ваши фильмы чрезвычайно разные. Это случайность или осознанная задача — все время пытаться делать нечто новое?

— Лично мне кажется, что я остаюсь честным на сто процентов в каждом фильме. Конечно, многие режиссеры делают всю жизнь один и тот же фильм, не могут и не хотят изменять персональному стилю. А мои картины скорее связаны тематически. «Папина дочка», как мне кажется, напрямую следует «Артисту». Немного нелепый, хоть он сам этого и не понимает, герой живет в пространстве кинопавильонов — здесь так оформлена придуманная им волшебная страна. Улавливаете параллель? И я вновь стараюсь быть искренним и рассказывать о чем-то чрезвычайно для меня важном и личном. 

— Видите себя в этом персонаже? И в других ваших героях — вплоть до Годара? 

— Какой бы фильм я ни снял, он будет обо мне, но я специально об этом не думаю, к этому не стремлюсь. Этот эффект не зависит от меня, он приходит сам по себе. Например, мой страх быть брошенным и оказаться ненужным близким… И в жизни, и в кино. Вы найдете его во всех моих героях. Персональная фобия, не иначе. 

— Да, за комедийным фасадом часто ощущаются тревога, тоска, испуг. 

— Любую комедию можно пересказать как трагедию. Комедия вовсе не обязательно связана со счастьем и радостью жизни. Всегда есть подспудная драма. Тем не менее на этот раз я все-таки снял комедию, прошу об этом не забывать! В целом «Папина дочка» — это фильм о принятии другого, о признании за другим права на собственную жизнь, вкусы, взгляды, выбор. Надо признать, что ваш ребенок существует и сам по себе, а не только как часть вашей судьбы. Однако каждый отец стремится к доминированию, других не бывает. 

— Насколько очевидным был выбор Омара Си на главную роль? 

— Идеальный артист, чтобы сыграть придуманного мной персонажа. Омар Си обладает тем, за что 90% актеров продали бы душу: он по-настоящему человечен, ему не надо это имитировать. Снимая его, вы видите через объектив камеры, что перед вами хороший человек. Это мне было необходимо. Прекрасный принц идеального детства.

«Экспонента фильм»

— И он, и вы остаетесь верны французскому кино.

— Я не отчаиваюсь — возможно, однажды я сниму фильм в Голливуде! Но пока что во Франции у меня есть та свобода, от которой наверняка придется отказаться, если я перееду работать в Америку. Возможно, у Омара те же соображения. Но мир меняется. Есть Netflix, другие большие стриминги. Допускаю, что удастся поработать с кем-нибудь из них. 

— Сериал?

— Пока что я предпочитаю элегантность и легкость традиционной киноформы — фильм, не превышающий двух часов. Для тех историй, которыми мне интересно заниматься, лучшей формы я себе не представляю: начало, середина и конец. Даже в философском смысле они ближе к жизни. Разумеется, бывают великолепные сериалы. Может, я и занялся бы однажды каким-нибудь небольшим, серий на шесть, и то скорее в качестве сценариста. А огромные сериалы чаще всего рассчитывают подсадить зрителя на своеобразную иглу, породить в нем привычку. Я не такой зритель. 

— Последний вопрос — Годар видел вашего «Молодого Годара»? Как отозвался?

— Не знаю. Никак. Но давайте будем считать, что это хорошая новость! Никто не знает, как звучит похвала из уст Годара, потому что он никогда никого не хвалил. Так что буду радоваться его молчанию. 

Беседовал Антон Долин