Привет! Мы посылаем вам «Сигнал».

Наши друзья из Киева, Одессы и Львова рассказывают, что сейчас происходит в их городах. Они пишут, что в парках сажают тюльпаны, гуляют дети, бегают собаки, работают кафе и цветут каштаны с черемухой. Все так же, как и в обычный майский день, только по улицам ходят военные, возле театров и музеев стоят противотанковые ежи, а памятники закрыты мешками с песком на случай обстрелов. Это служит тяжким напоминанием, что война не закончилась и идет совсем рядом. Мы очень хотим, чтобы мир наступил как можно скорее.  

В сегодняшнем «Сигнале» разбираем понятие «живой щит». Перешлите это письмо своим близким, которые могут не до конца понимать, что означает это словосочетание. Если вы еще не успели подписаться на рассылку, сделать это можно вот здесь

Живой щит

С начала войны украинская и российская стороны то и дело обвиняют друг друга в использовании военными «живых щитов». Восьмого мая на Первом канале сюжет об эвакуации мирного населения из Мариуполя был анонсирован словами, что «националисты, засевшие на заводе „Азовсталь“, удерживали [их] как живой щит, а потом и как обменный фонд, в расчете получить еду и медикаменты». Начальник Национального центра управления обороной России (это одна из структур Генштаба) Михаил Мизинцев 26 апреля заявил, что в городе Лиман на территории самопровозглашенной ДНР захвачен дом престарелых, постояльцев и сотрудников которого «боевики из украинских националистических формирований» также собираются использовать как «живой щит». 

В свою очередь, власти Запорожья в конце апреля рассказали, что в городе Васильевка появилось много российских военных, которые «размещаются в жилых кварталах, чтобы скрываться за гражданскими и использовать их как живой щит». Такую же формулировку использовал украинский Генштаб и уполномоченная по правам человека Людмила Денисова.

Путин, обращаясь 25 февраля к украинским военным и предлагая им брать власть в свои руки, сказал: «Не позволяйте неонацистам и бендеровцам использовать ваших детей, ваших жен и стариков в качестве живого щита» (да-да, Путин регулярно ошибается, именуя последователей украинского националиста Степана Бандеры «бендеровцами», хотя Бендеры — это город в Молдове). За ним повторяли его подчиненные: Песков и Володин

В Google News с 24 февраля по 12 мая отображается 23 страницы с упоминанием этого словосочетания. 

«Живой щит» — это военное преступление?

Это древняя боевая тактика, которая в наше время считается военным преступлением.

Еще в одиннадцатом веке некоторые католические иерархи рекомендовали крестоносцам выставлять «своих мусульманских пленников голыми в цепях, чтобы принять на себя силу вражеских снарядов». Во время Франко-прусской войны 1870–1871 годов немецкие военные привязывали французских высокопоставленных лиц к поездам, перевозившим солдат и припасы на линию фронта, — в надежде, что это защитит поезда от обстрелов. 

К тому времени в США был уже разработан Кодекс управления армиями на местах, или Кодекс Либера — по имени профессора Колумбийского колледжа в Нью-Йорке Фрэнсиса Либера. Он составил его в разгар Гражданской войны в США. Благодаря этому документу использование «живого щита» перестало восприниматься как то, что само собой разумеется, как было на протяжении столетий, пишут исследователи. 

Спустя полвека в Гааге была принята международная конвенция, в которой упоминалась (и запрещалась) практика «живых щитов» — хотя само это словосочетание там не встречается. Согласно 23-й статье документа, «воюющей стороне запрещается принуждать граждан неприятельской стороны к участию в военных действиях, направленных против своей страны, даже если они находились на службе у воюющей стороны до начала войны». 

В 1929 году была принята еще одна международная конвенция — об обращении с военнопленными. Она стала первым документом, в котором говорится, что военнопленные «не могут использоваться в качестве живого щита». Воюющим странам запретили отправлять пленников туда, где они могут пострадать или погибнуть от ведения боевых действий. Их также нельзя использовать для «обезвреживания своим присутствием определенных точек или территорий от бомбардировок».

Но даже по итогам Второй мировой войны Герман Хот стал единственным немецким генералом, которого Нюрнбергский трибунал осудил за использование военнопленных в качестве «живого щита». Еще одному генералу, Курту Штуденту, предъявили подобное обвинение, но следствие не смогло собрать убедительных доказательств, и по этому эпизоду его оправдали. 

Еще хуже было то, что в Конвенции 1929 года речь шла о защите военнопленных, но про мирных жителей ничего не говорилось. И к началу Второй мировой войны вообще не было документов, которые защищали бы от использования в качестве «живого щита» гражданское население. И несмотря на то, что за время войны таких свидетельств было собрано множество, никого за это в итоге не наказали. Исследователи пишут, что в Нюрнберге возобладал принцип nullum crimen sine lege («нет преступления без закона»).

Только после окончания Второй мировой войны создание «живого щита» из мирных людей стало считаться военным преступлением.

Россия использует людей как «живой щит»? А Украина?

Международные независимые организации пока не подтверждали использование людей в нынешней войне в качестве «живых щитов» как со стороны России, так и со стороны Украины. Есть свидетельства жителей села Обуховичи (100 километров от Киева), которое было занято российскими войсками, записанные Би-би-си. Журналисты поговорили с местными, которые утверждают, что военные из России использовали их в качестве «живых щитов»: они, угрожая оружием, вывели их из домов и удерживали в школе, пытаясь остановить наступление украинских войск. В других случаях такие заявления, как правило, делают украинские политики, пропагандисты или чиновники. 

Зато точно установлено, что российская армия использовала людей в качестве «живых щитов» во время первой чеченской войны. Эти военные преступления были описаны в докладе «Мемориала»* 1996 года. Правозащитники собрали свидетельства этого среди жителей Грозного и села Самашки на западе республики, которые говорили, что смогли выжить после этого. Мы не смогли найти случаев, когда российских военных наказывали за эти действия.

Согласно международному праву, если во время конфликта используются «живые щиты», виновной признается та сторона, которая их выставила, а не та, которая этих людей атаковала. Другими словами, когда Москва утверждает, что Украина использует «живые щиты», она с большой вероятностью перекладывает вину на Киев за гибель мирных граждан.

В случае таких обвинений со стороны Украины это может быть свидетельством реальных преступлений российской армии, но не только. Это может быть (также) частью информационной войны, направленной на дегуманизацию российских военных, и попыткой воздействовать на международное сообщество для дополнительной поддержки Украины.

Использование «живого щита» похоже на захват заложников террористами?

Не всегда. Иногда люди добровольно становятся «щитом» (и делают это даже во время войн).

Между Первой и Второй мировыми войнами пацифисты разработали идею, согласно которой человек сам может быть инструментом борьбы за мир. Английская феминистка и пацифистка Агнес Мод Ройден сформулировала конкретную антивоенную стратегию, основанную на добровольном размещении «живых щитов» в зонах конфликтов. Во время немецкого вторжения в Бельгию в 1915 году Ройден опубликовала брошюру под названием «Великое приключение: путь к миру». Она впервые предложила людям мобилизоваться, чтобы не допустить войны: «Если миллионы мужчин выйдут, чтобы отдать свои жизни на войне, наверняка найдутся те, кто готов умереть за мир!» Эту роль она предложила отдать женщинам. 

Находясь под влиянием Махатмы Ганди, который использовал тактику ненасильственного сопротивления, в 1932 году Ройден призвала людей выступить «живым щитом», чтобы попытаться остановить японскую оккупацию Китая и войну между этими странами. Около тысячи человек откликнулись на ее предложение и заявили, что готовы поехать в Шанхай. Она также предложила Лиге Наций (организации — прообразу ООН) перевезти армию, состоящую из безоружных людей, из Европы в Китай, чтобы его обезопасить. Но генеральный секретарь организации Эрик Драммонд ответил ей, что не может предоставить добровольцам транспорт для отправки их в Китай. 

Хотя Ройден так и не удалось создать «армию мира», фактически она придумала институт миротворцев за 20 лет до того, как он появился. Она изменила представление о «живом щите» — если раньше он воспринимался исключительно как бесчеловечная практика, Ройден удалось его превратить в инструмент ненасильственного сопротивления жестокости.

Во время современных войн люди иногда идут на такой отчаянный шаг в надежде, что это поможет предотвратить атаку. Так действовали сербские мирные жители в Белграде, которые занимали мосты, чтобы предотвратить их бомбардировку со стороны НАТО, в 1999 году. 

Подобные действия до сих пор вызывают огромную дискуссию среди юристов и исследователей о том, как воспринимать людей, которые поступают таким образом: обычными горожанами их уже не назвать (потому что они попытались повлиять на ход боевых действий), но полноценными комбатантами (то есть теми, кто непосредственно участвует в войне) — тоже. 

Сербских защитников мостов некоторые исследователи приравнивают к участникам боев. Но международная правозащитная организация Human Right Watch настаивает, что люди, добровольно ставшими «живыми щитами», «только косвенно влияют на военный потенциал государства», а потому не могут считаться военными. 

Если вдруг вы верите версии российских властей, что «украинские националисты» насильно использовали жителей Мариуполя в качестве «живого щита» на «Азовстали», почитайте рассказы тех, кому удалось выбраться из города, на «Медузе».

Неожиданное открытие, которое мы сделали, пока писали это письмо

Один из самых ранних записанных исторических примеров добровольного «живого щита» связан с экологическим активизмом в Индии в восемнадцатом веке. Тогда члены религиозной общины бишнои обнимали деревья, пытаясь помешать местному радже их уничтожить. Двести пятьдесят лет спустя Гринпис перенял эту практику и использует ее в борьбе с ядерными испытаниями и китобойным промыслом.

Постскриптум

Режиссер Андрей Звягинцев — новый герой шоу «Радио Долин». Он рассказал, как проходит реабилитацию после осложнений, вызванных коронавирусом, а также рассуждает о коллективной и персональной ответственности за войну в Украине. Звягинцев признался, что чувствует себя потерянным в том числе потому, что думал, что знает своего зрителя. Снимая «Левиафана» или «Елену», он, обращаясь к «маленькому человеку», которого обижает власть, думал, что эти люди посмотрят и скажут: «Это про меня!» А им оказалось это не нужно — телевизор заменил им реальность. Полную версию интервью смотрите по ссылке

Мы послали вам «Сигнал» — теперь ваша очередь. Отправьте это письмо своим друзьям и близким. Знание — сила. Будущее — это вы. 

Хотите, чтобы мы изучили и объяснили явление или понятие, которое вы сами заметили в новостях? Напишите нам: signal@meduza.io.

* Объявлен в России «иностранным агентом».

Наташа Кондрашова